Есть добрая традиция — когда нужно выделить, что раньше было отлично, а в настоящий момент все не так, то начинают сопоставление чего­либо с 1914 годом или с прекрасными годами времен СССР. Кстати, если вас интересуют свежие новости, переходите на сайт smitop.ru. 

Так вот, давным­давно, когда еще существовала страна с названием СССР, все выходившие издания были набраны и сверстаны хотя и несколько однообразно, однако в полном согласии с законами удобочитаемости, которые были закреплены в ГОСТах и инновационных руководствах. Любое отступление от данных правил строго наказывалось, а за их исполнением следили маскировочные карандаши и технические редакторы.

Только не нужно думать, что все газеты были на одно лицо. Отнюдь! «Известия», «Правда», «Вечерняя Москва» и др. — каждая имела собственный оригинальный и узнаваемый имидж. Это говорит про то, что даже в рамках строгих правил и отраслевых параметров можно создавать оригинальный для любого издания дизайн.

Потом не стало страны, на смену ручной верстке пришёл компьютерный комплект, маскировочные карандаши заменил spell checker, комплект и верстку в издательствах начали делать «декораторы­самоучки». О существовании правил набора и верстки стали забывать (а очень много их просто никогда не знали). И не просто забывать — возникло большое количество «революционеров», которые хотят отринуть выработанные годами правила верстки. Остракизму подвержены советы Мильчина, Шицгала и остальных признанных авторитетов. И ладно бы данных авторитетов осуждали иные не меньше большие авторитеты — нет, чуть приподнялся из серой массы и уже зовет верстальщиков на баррикады. Попросишь такого свои работы показать, а там и смотреть нечего…

Возникновение большого количества опечаток, мельтешение шрифтов, верстка текста в очень узкие колонки и остальные неточности набора и верстки стали причиной тому, что некоторые издания стало просто нереально читать.

Бывает, возьмёшь в руки журнал или газету, а читать ее никак не выходит. Как бы и тема важная, и тексты потенциально оригинальные, но отсутствие хоть какого­нибудь дизайна, фото из бесплатных клипартов и неграмотная верст­ка — и все, читать совсем не хочется.

Дизайн

Итак, после контента (собственно содержимого) дизайн считается очень важным элементом удачной газеты. Это убедились более 35 лет тому назад (во второй половине 70-ых годов XX века) в Америке, где возникло Общество газетного дизайна. После оно было переименовано в Общество новостного дизайна (Society for news design, SND).

В первой половине 90-ых годов XX века результаты первого исследования Eye­Track показали, что 80% читателей в первую очередь воспринимают весь вид (дизайн, если угодно) полосы, 75% во вторую очередь рассматривают фото, потом заголовки — 56%, подписи к фото и выносы — 29%. При этом главное внимание к текстам — 25%.

Уже по данным цифрам видно, что плохой дизайн, плохие фотографии, слабые иллюстрации убивают хорошие тексты.

Как это ни обидно, но во многих российских издательствах сознание этого отсутствует даже в наше время. Большинство редакторов внимания не обращают на дизайн и не принимают участие в его создании, не являются с арт­дирекцией, не обсуждают с дизайнерами тексты до их написания, не думают об применении инфографики, пишут очень большие тексты, не сочиняют информационные автографы к фотографиям, не интересуются информационным дизайном и пытаются забить буквами каждый квадратный миллиметр полосы.
 

 

От admin

Добавить комментарий